Prosumption and maker culture
According to E. Toffler's concept, presented in his book "The Third Wave" in 1980, a prosumer is both producer and consumer. Prosumers are characterized by a Do It Yourself (DIY) approach based on manual work and use of electronic and household appliances in order to improve and modernize consumed economic goods. In many ways, the do it yourself trend is based on subcultural and underground practices of the second half of the 20th century.

The new cybernetic reality Web 2.0, described by Tim O'Reilly in 2005 in his article "What Is Web 2.0", created a new type of prosumer, which tends to engage in mental activity and, based on new information technologies, solve some of the problems associated, for example, with improvement of projects and services created in the network.

The principles of prosumption and maker culture are available, they have a low entry threshold : they do not require participation of large governmental or economic structures to be implemented. Initiative of the Kruzhok or workshop members, individuals and groups is enough. Thanks to proactive attitude, a person becomes more than just a consumer susceptible to manipulation. He\she takes responsibility for his\her life, affects the environment and interfaces they interact with directly.
Universal Problem
In the situation of a globalized market and a rigid separation of consumption and production, people do not understand how objects are created and promoted, therefore they are subject to an imposed and thoughtless desire to buy something.
Solution
Actor reassembles reality for himself and his needs. More specifically, consumers participate in the processes of improvement, and sometimes development of an innovative product at the early stages of its development and production, sometimes for quite a long time.
Target Image
In the future, human life and work will be individualized, the influence of the consumer market on human life and mode of thinking will be reduced. A person does for himself what he needs, in cooperation with like-minded people.
Experiment Framework
Prosumption implies active participation of users in creation and customization of products and services that they will use themselves . A prosumer saves on purchase of mass-produced goods and services and spends more on funds for independent production, which in the short term increases its costs. However, the means of production are returning to the household, which narrows the financial gap. In the long run, consumer is not forced to buy new goods at rising prices,, and sometimes it is even possible to receive income from the created goods.
Tools and Technologies
  • Web 2.0, actively improved by the users themselves
  • Cloud services for storing public knowledge bases (for example, Github)
  • Collaboration through network media and social networks
  • Easy-to-use microcontrollers and single-board computers (Arduino, Raspberry Pi, BeagleBone Black), open source software
  • The internal currency of the workshop ("tokens"), allowing you to buy and sell within the community and encouraging development in that community
Scaling Plans
With the rise of digitalization, prosumption is penetrating different areas of life, from making food, clothing, accessories and gadgets to various forms of human-created content. Makers create a unique, inimitable product. It cannot compete in price with mass production, but the production of one-off, custom-made goods is stable and continues to be cost-effective on various markets.
Standards and Values
  • Proactivity, independence, responsibility
  • Reuse and repair instead of throwing away and buying a new one
  • Intensive use of resources
  • Ingenuity
  • Knowledge sharing
Communit
  • Makers Movement (Dale Dougherty) is the main center of the makers movement
  • Fablabs and Fablab.org are small workshops, providing an opportunity to everybody who wants to produce the items or their parts individually
  • TOM is a global movement uniting communities of makers that create and disseminate affordable solutions to the challenges faced by older people, or people living in poverty / with disabilities.
  • SoundCloud is one of the first platforms to publish your own music content.
Allies
  • Citizen journalism and blogging, "citizen science"
  • Downshifting and alternative approaches to a career ladder, based on building skills for job tasks, not a "career history" and "profession"
  • Amateur crowdsourcing (such as NASA data collection - photos or videos - from amateur astronomers)
  • Crowdfunding
What you could do in the Kruzhok for joining the approach:
Join a club, workshop or fablab, start designing and prototyping your own solutions.
Instead of buying tools and gadgets, make them yourself and adapt them to your needs.
Learn to code, solder microchips, paint, or learn other crafts that will constructively improve the quality of products or create your own.

Просьюмеризм и мейкерство
По концепции Э. Тоффлера, которую он представил в книге «Третья волна» в 1980 году, просьюмер – это одновременно и производитель (producer), и потребитель (consumer). Просьюмерам свойственна деятельность по принципу Do It Yourself (DIY), основанная на ручной работе и использовании электронной и бытовой техники в целях улучшения и модернизации потребляемых экономических благ. Во многом тенденция do it yourself опирается на субкультурные и андеграундные практики второй половины XX века.

Новая кибернетическая реальность Web 2.0, описанная Тимом О'Рейли в 2005 году в статье What Is Web 2.0, создала новый тип просьюмеров, которым свойственно заниматься умственной деятельностью и на основе новых информационных технологий разрешать некоторые проблемы, связанные, например, с улучшением создаваемых в сети проектов и сервисов.

Принципы просьюмеризма и мейкерства доступны, у них низкий порог входа: для их внедрения не нужно участие крупных государственных или экономических структур, достаточно готовности участников кружка или мастерской, отдельных людей и групп. Благодаря проактивной позиции человек становится не просто потребителем, которым легко манипулировать. Он берет на себя ответственность за свою жизнь, непосредственно влияет на среду обитания, интерфейсы, с которыми взаимодействует он сам и другие люди.

Отдельной веткой мейкерства является участие в фаблабах — движении специалистов, создающем локальные решения для глобальных проблем. Фаблабы создаются за счет свободного взаимодействия и обмене знаниями, и направлены на внедрение образовательных инициатив, реализацию бизнес-идей и создание инфраструктуры для дальнейшего роста фаблабов.
Всеобщая проблема
В ситуации глобального рынка и жесткого разделения потребления и производства товаров и услуг люди не понимают, как создаются и подвергаются маркетинговому сопровождению объекты, поэтому оказываются подвержены навязанному и бездумному желанию что-то купить.
Способ решения
Пересборка реальности человеком под себя и свои запросы. Более конкретно – участие потребителей, иногда довольно длительное, в процессах совершенствования, а иногда и разработки инновационного продукта на ранних стадиях процессов его разработки и производства.
Целевой образ
В будущем человеческая жизнь и работа индивидуализированы, влияние рынка товаров на жизнь и мышление человека снижены. Человек сам делает для себя то, что ему нужно, в сотрудничестве с единомышленниками.
Схема организации эксперимента
Просьюмеризм подразумевает активное участие пользователей в создании и кастомизации продуктов и сервисов, которыми они же сами будут пользоваться. Просьюмер экономит на приобретении готовых товаров и услуг и тратит больше на средства для самостоятельного производства, что в ближайшей перспективе увеличивает его расходы. Однако средства производства возвращаются в среду домохозяйства, что сокращает финансовый разрыв. В долгосрочном периоде он не вынужден покупать новые готовые товары, цены на которые растут, а иногда даже может получать доход от созданных благ.
Инструменты и технологии
  • Web 2.0, активно улучшаемый самими пользователями
  • Облачные сервисы для хранения общедоступных баз знаний (к примеру, Github)
  • Сотрудничество через сетевые медиа и соцсети — например, платформа Wikifactory, место для совместной работы над проектам или структура FabFoundation, занимающая , развитием сети фаблабов.
  • Fab City — инициатива по развитию локального производства в городах и глобальной информационной связности
  • Простые в работе микроконтроллеры и одноплатные компьютеры (Arduino, Raspberry Pi, BeagleBone Black), ПО с открытым исходным кодом
  • Внутренняя валюта мастерской (токены), позволяющая покупать и продавать в рамках сообщества и в целях развития в этом сообществе
Планы на масштабирование
С распространением диджитализации просьюмеризм проникает во все большее число жизненных сфер: от изготовления еды, одежды, аксессуаров и гаджетов до различных форм создаваемого людьми контента.

Мейкеры создают уникальный, неповторимый продукт. Акцент на локальность позволяет решить те проблемы, которые массовое производство не пытается решать, и преимущество может выражаться как в цене, так и в качестве, и в функционале продукта.

В будущем фаблабы смогут удешевить и распространить многие технологии, которые сейчас применяются в узких и специлизированных сферах - 3d принтеры, новые цифровые продукты, роботов.
Нормы и ценности
  • Проактивность, самостоятельность, ответственность

  • Вторичное использование и ремонт вместо выбрасывания и покупки нового

  • интенсивное использование ресурсов

  • Изобретательность

  • Обмен знаниями
Cообщества и лидеры
  • Makers Movement (Dale Dougherty) – главный центр движения мейкеров
  • Фаблабы и Fablab.org – небольшие мастерские, предоставляющия всем желающим возможность индивидуального самостоятельного изготовления необходимых им изделий и деталей
  • TOM – глобальное движение сообществ мейкеров, которые создают и распространяют доступные решения для тех сложностей, с которыми сталкиваются пожилые люди, люди, живущие в бедности или с ограниченными возможностями здоровья
  • SoundCloud – одна из первых платформ для публикации собственного музыкального контента
Союзники
  • SCOPES-DF — проект по модернизации школьного образования по STEM-дисциплинам
  • Любительский краудсорс (такой, как сбор NASA данных – фото или видео – от астрономов-любителей)
  • Проекты краудфандинга: Boomstarter, Planeta.
Что можно сделать сейчас для того, чтобы присоединиться к практике:
Присоединиться к кружку, мастерской или фаблабу, начать проектировать и прототипировать собственные решения.
Вместо покупки инструментов и гаджетов изготавливать их самим и адаптировать под свои нужды.
Учиться программировать, паять микросхемы, рисовать и изучать другие ремесла, которые позволят конструктивно улучшить качество продуктов или создавать свои собственные.