Peer2Peer
The problem of unequal access to meanings and ideas negatively affects the development of science and society. Thus, the peer-to-peer concept was born from the awareness of that. Derived from the popular P2P concept, the term refers to an architecture of distributed computer applications, which divides tasks or workloads between peers. Working parallel with this architecture, a social practice was developed. Equality of the participants' rights to access information and the core of the product, responsibility, and mutual assistance are the main values of the practice.

This concept inspired the adaptation of a new philosophy to various areas of human interaction within programming, developing IT products, mutual training, volunteering, and searching for solutions to global challenges; Wikipedia is the largest knowledge project based on the concept.

The authors of the P2P concept believe that open knowledge and free access to software, scientific research, and scientific papers and books would help our civilization to make a qualitative leap forward. According to the P2P philosophy, barriers to the use of other people's intellectual property are unethical; they put some people in a privileged position in relation to others and increase inequality. P2P additionally criticizes authoritarian and centralized social structures. Under the current system of elitism towards knowledge, people cannot work together as equals, nor can they share all information as well as enabling access to intellectual property. A P2P network promotes its political and social program under the belief that collective efforts will help in solving environmental problems and will be able to revive politics, production, and labor relations.

There are several fundamental aspects of social P2P processes:
  1. Social production. Collaborative production can be open for participation and use by as many people as possible. Yochai Benkler, who studies resource management in networked environments, suggests that this process should be described as "commons-based peer production." He argues that modern information networks provide great opportunities for cooperative creativity and product development, with great consequences for society and the economy. Two good examples of this include the free operating system Linux, and social networks. Users create content for YouTube or on Twitter, which attracts audiences to these websites while spreading certain ideas or cultural content.
  2. Collective management. Production is regulated by the community of makers and not by the market distribution or corporate hierarchy. When creating articles for Wikipedia, every author of the project can approve the article or complain about its quality, edit it, or reject it. This approach assumes a collective responsibility to make the product better, more interesting, and more accessible to the user.
  3. Equal ownership. According to P2P, the value of ownership can be publicly available; peer-to-peer services and products are distributed through the new forms of ownership that are not considered exclusive, although their individual authorship is recognized. The non-profit organization Creative Commons, used by Wikipedia to license its content, is a demonstrative example. Creative Commons operates on the principle of equal and free access to the created product. While the authors may retain some rights, they are often interested in allowing free copying of their work among their fans and subscribers.

According to P2P, one should not produce goods solely for the exchange value nor use a pricing mechanism or corporate hierarchy to allocate resources. P2P is the common property of makers and users, as well as of all humanity. Its basic practice involves approaching property as beyond any hierarchy, without considering objects as belongings to private or collective ownership. Because of that, P2P's economic methods differ from both corporate production standards and state planning methods.
Universal Problem
Most systems built in the contemporary world are based on authoritarian, centralized management systems. One of their priorities is to preserve the information they created, to protect it from copying, and respect for copyright. Nations and companies have a hierarchy that has several levels of the participants' different rights and responsibilities: different access to information, different decision-making powers, and different salaries. Hierarchies in organizations provoke inequality, whether it be from inequality in the access to meanings or from economic inequality. Public welfare decreases when each system is closed and operates hierarchically, by specifically making it difficult for information to proceed beyond its limits. Hierarchical closed networks in economy, in science, and in IT facilitate unequal access to information, cause obscure decision-making mechanisms, and provoke difficulties in creating and implementing innovations. The artificial scarcity, a result of intellectual property being withheld, hinders cultural exchange and the dissemination of free knowledge.
Solution
There needs to be a network of communities and movements which self-organizes around the collaborative production of knowledge. While maintaining personal privacy, the focus would be on open manufacturing and management processes. After all, the idea of peer2peer is to help society create an equal approach through open manufacturing, knowledge sharing, and the creation of a sustainable interrelation among people. Peer2peer implies an introduction of a peer-to-peer, decentralized approach to organizing social institutions, moving away from authoritarian and centralized structures. It is also based on open access to intellectual information, whether that be software, industrial and cultural works. Assuming that if all the world's universities opened their scientific achievements, many of the problems of humanity would be solved, and open code would make the lives of millions of people more comfortable.
Target Image
In the future, a peer-to-peer management method will be introduced at the global level.

All members of society can exercise the right to follow their own identity and culture; diversity is preserved and gender equality is ensured.

The labor system is based on the well-being of citizens. Stable networks with open information have been designed in order to create ethical markets that are minimally harmful to society and nature.
Experiment Framework
The P2P Foundation experiment is conducted as an "organized network" that facilitates the creation of networks around, or an incubator for an ecosystem of peer-to-peer organizations in all areas of human activity. This kind of approach to systems creates connectivity among communities and supports initiatives around it, in order to bring people together while increasing integrated understanding of how to operate in such a world.

Information around the P2P method is collected on an open-access Wikipedia page, with current events covered in a daily blog. The Commons Transition website combines a platform for policy proposals with a magazine that publishes specially selected stories and interviews. The P2P Lab research network tries to ensure its viability in real-world conditions by empirically exploring and extending theoretical works conducted in the field of production, management, and ownership, which focus on the public domain.
Tools and Technologies
  • Open Software
  • Free culture, free exchange of information
  • Open Hardware
  • Open access to education and science
Scaling Plans
The goal of P2P is to implement a peer-to-peer management method at the global level; the global market will be even more dependent on the management practices with the participation of many stakeholders.

This creates a new public domain – an information space which should be protected and expanded, especially in the area of shared knowledge creation. Many areas require fundamental changes in the understanding of rights, as reflected in the new forms such as the free software movement or equal ownership regimes.
Standards and Values
  • Improvement of societal sustainability through management, economic and technical changes
  • Open access to knowledge; knowledge and skills sharing
  • Employees integration into the cross-employment in projects
Communities and Leaders
The P2P Foundation is the main community of the P2P practice. Its founder is Michel Bauwens. The P2P Lab community is a laboratory for the development of technology. The Common Transition is a social and economic change community.
Allies
  • Creative Сommons – a community of open licenses.
  • Wikipedia – the free encyclopedia edited by participants from all over the world
  • Linux – a family of Unix-like operating systems based on the Linux kernel
  • The Venus Project – a peaceful, stable, and steadily developing global civilization experiment
What you can do to join the peer2peer practice now:
join the P2P community, start to communicate with those who share the peer-to-peer philosophy;
join a training circle near you or create your own.

Peer2Peer
Проблема неравного доступа к смыслам и идеям негативно влияет на развитие науки и общества. Из этого осознания родилась концепция "одноранговости" – от английской идиомы peer-to-peer – "равный к равному". Этот термин произошел от популярной концепции архитектуры распределенных компьютерных приложений P2P, которая разделяет задачи или рабочие нагрузки между одноранговыми узлами. По аналогии с этой архитектурой была разработана социальная практика, основные ценности которой – равные права участников на доступ к информации и к ядру продукта, ответственность и взаимопомощь.

Эта концепция вдохновила на применение новой философии в разных областях человеческого взаимодействия: программирования, создания IT-продуктов, взаимообучения, волонтерства, поиска решений глобальных вызовов. Самый большой знаниевый проект, основанный на концепции – хорошо известная Википедия.

Авторы концепции P2P придерживаются мнения, что открытые знания, свободный доступ к научным исследованиям, к научным статьям и книгам, к программному обеспечению помог бы нашей цивилизации сделать качественный скачок вперед. Преграды на использование чужой интеллектуальной собственности с точки зрения философии P2P считаются неэтичными, ставящими одних людей в привилегированное положение по отношению к другим, увеличивающими неравенство. P2P критикует авторитарные и централизованные социальные структуры, полагая, что люди, работающие друг с другом как равный с равным, делящиеся всей информацией и предоставляя права на свою работу обществу, вместе добьются большего, чем при существующей системе элитарности знания и платного доступа к лицензионным продуктам и научным исследованиям. Одноранговая сеть P2P продвигает свою политическую и социальную программу, считая, что коллективные усилия помогут и в решении экологических проблем, и смогут оживить политику, производство, трудовые взаимоотношения.

Есть несколько фундаментальных аспектов социальных процессов P2P:

  1. Социальное производство. Совместное производство может быть открыто для участия и использования максимально широкому кругу лиц. Йохай Бенклер, исследователь управления ресурсами в сетевом подходе, предложил описывать этот процесс как «производство общего на основе равноправного». Он ратует за то, что современные информационные сети предоставляют большие возможности совместного творчества и создания продукта, имеющие большие последствия для общества и экономики. Примеры создания таких продуктов: бесплатная операционная система Linux, а также социальные сети, т.к. пользователи создают материал для Youtube или Twittter, привлекая на площадку аудиторию, распространяя определенные идеи или культурный контент.

  2. Коллегиальное управление. Производство регулируется самим сообществом производителей, а не рыночным распределением или корпоративной иерархией. При создании статей для Википедии каждый из авторов проекта может одобрить или пожаловаться на качество статьи, отредактировать ее или отклонить. Такой подход предполагает коллективную ответственность за то, чтобы сделать продукт качественнее, интереснее и доступнее для пользователя.

  3. Равноправная собственность. По P2P стоимость собственности может быть общедоступной; равноправные услуги и продукты распространяются посредством новых форм собственности, которые не считаются исключительными, хотя и признается их индивидуальное авторство. Яркий пример – некоммерческая компания по лицензированию Creative Commons, которую, например, использует Википедия для лицензирования контента. Creative Commons работает по принципу равного бесплатного доступа к созданному продукту, при этом автор может сохранить за собой некоторые права, но он сам зачастую заинтересован в том, чтобы разрешить свободное копирование своих работу среди своих фанатов и подписчиков.
В рамках концепции P2P не производятся товары за меновую стоимость и не используется ценовой механизм или корпоративная иерархия для распределения ресурсов. P2P – это общая собственность производителей и пользователей, а также – всего человечества. Подход к собственности вне иерархий, без рассмотрения объектов по принадлежности к частному или коллективному владения – основа P2P практики. Этим экономические методы Р2Р отличаются и от стандартов корпоративного производства, и от методов государственного планирования.
Всеобщая проблема
Большинство систем, построенных в современном мире, основаны на авторитарных, централизованных системах управления.Один из их приоритетов – сохранение созданной ими информации, защите от копирования и соблюдении авторского права. В государствах и компаниях построена иерархия, которая имеет несколько уровней разных прав и обязанностей между ее участниками – разный доступ к информации, разные полномочия для принятия решений, разные зарплаты. Иерархии в организациях провоцируют возникновение неравенства: от неравенства по доступа к смыслам до экономического неравенства. Когда каждая из систем закрыта, и функционирует иерархично, специально затрудняя выход информации за ее пределы, уменьшается общественное благосостояние. Многоранговые закрытые сети в экономике, в науке, в IT-сфере предоставляют неравный доступ к информации, обуславливают действие непрозрачных механизмов принятия решений, провоцируют сложности в создании и внедрении инноваций. Искусственный дефицит, ставший следствием интеллектуальной собственности, препятствует культурному обмену и распространению свободных знаний.
Способ решения
Сеть сообществ и движений, самоорганизующихся вокруг совместного производства знаний. Принцип их деятельности – открытые процессы производства и управления при сохранении персональной приватности. Идея Peer2peer заключается в том, чтобы помочь людям, организациям и правительствам создать равный подход к обществу путем открытого производства, обмена знаниями, и создания устойчивой взаимосвязи между людьми. Peer2peer предлагает вводить одноранговый, децентрализованный подход к организации институтов в обществе, уход от авторитарных и централизованных структур, основанных на открытом доступе к интеллектуальной информации (промышленные и культурные произведения, программное обеспечение). Peer2peer предполагает, что если бы все университеты мира открыли свои научные достижения, множество из проблем человечества были решены бы уже сейчас, а открытый IT-код сделал бы удобнее жизнь миллионов людей.
Целевой образ
В будущем одноранговый метод управления введен на глобальном уровне.

Все члены общества могут реализовывать право на следование собственной идентичности и культуре, сохраняется разнообразие и обеспечивается гендерное равенство.

Система труда основана на благосостоянии граждан, созданы прочные сети взаимодействия с целью конструирования этичных рынков – минимально вредных для общества и природы, с открытой информацией.
Схема организации эксперимента
Эксперимент P2P Foundation проводится как "организованная сеть", облегчающая создание сетей вокруг, или инкубатор для экосистемы одноранговых организаций во всех сферах человеческой деятельности.. Peer2peer посредством однорангового подхода к системам создает взаимосвязанность сообществ, поддерживает инициативы вокруг метода peer2peer, объединяющие людей и повышающие интегрированное понимание того, как нужно действовать в одноранговом мире. Информация вокруг P2P метода собрана на вики-странице с открытым доступом, а текущие события освещаются в ежедневном блоге. Сайт Commons Transition объединяет платформу для предложений по политике с журналом, в котором публикуются специально отобранные истории и интервью. Исследовательская сеть P2P Lab эмпирически исследует и расширяет теоретические работы, проведенные в области производства, управления и собственности, ориентированных на общественное достояние, чтобы убедиться в ее жизнеспособности в реальных условиях.
Инструменты и технологии
  • Открытое программное обеспечение (Open Software)

  • Свободная культура, свободный обмен информацией

  • Открытое оборудование (Open Hardware)

  • Открытый доступ к образованию и науке
Планы на масштабирование
Задача P2P – внедрение однорангового метода управления на глобальном уровне. Глобальный рынок будет дальше еще больше зависеть от методов управления с участием многих заинтересованных сторон.

Это создает новое общественное достояние – информационное пространство, которое следует защищать и расширять, особенно в области создания общих знаний. Многие области требуют фундаментальных изменений в понимании прав, что отражено в новых формах, таких как движение за бесплатное программное обеспечение или режимы равноправной собственности.
Нормы и ценности
  • Повышение устойчивости общества за счет управленческих, экономических и технических преобразований

  • Открытый доступ к знаниям и шеринг знаний и навыков

  • Интеграция сотрудников в перекрестную занятость в проектах
Cообщества и лидеры
Основное сообщество практики – P2P Foundation, ее основатель - Мишель Баувенс. Лабораторией создания технологий выступает сообщество P2P Lab. Также создано сообщество социальных и экономических изменений Common Transition.
Союзники
  • Creative Сommons – сообщество открытых лицензий

  • Wikipedia – свободная эниклопедия, редкатируемая участниками со всего мира

  • Linux – семейство Unix-подобных операционных систем на базе ядра Linux

  • Проект Венера – эксперимент созданию мирной, устойчивой, стабильно развивающейся глобальной цивилизации

Что можно сделать сейчас для того, чтобы присоединиться к практике:
Вступить в P2P сообщество, начать общаться с теми, кто разделяет философию одноранговости.
Присоединиться к кружку обучения недалеко от вас или создать свой собственный.