What Are the Practices of the Future
We should not only expect and predict the future but also practice it. Otherwise, if we don't do this, we may find ourselves in a completely different version of tomorrow or remain in the continued present forever.

To practice the future, at first it is important to recognize its possible scenarios. It will allow you to choose those that match your values and set goals. After that you should start to prototype these values in your activities, create testing grounds for the experiments with the societal and technological systems, look for like-minded people and launch intergenerational projects.
The practice of the future has two levels of perception:
  • practice as a purposeful activity of transforming the world, the process of approaching the desired future and a new way of life through systemic innovations;
  • practice as a habit, a pattern of life that will become the standard in the future, replacing the practice of the present.
Enthusiasts who practice the future are aware of one of the global problems and invent new patterns of living to overcome it. They try and develop new practices - system level innovations, examples of how people will live in the future. They may figure out how public spaces will help maintain collective health due to the architecture, the materials used and the logic of use. Life in the cities will include city farming: each rooftop will have a public garden with local fruits and vegetables, and each apartment will have a room with a green wall - a vertical greenhouse that provides the whole family with vitamins all year round.

The Kruzhok Movement, together with the University for the Planet, has conducted an international study and identified more than 30 existing practices of the future. Each one is being developed by a community ready to fight for the desired future. Describing the practices, we relied on expert interviews and studied additional sources of information.

To describe each practice, we identified 9 components that are significant for us:

  • Universal Problem - the inadequacy of the modern way of life reflected by the community. This problem is quite pressing, justifies why it is impossible to continue living as it was before, and makes us come up with new practices of being.
  • Solution - the project intent of the community, which is aimed at solving the identified problem. We are describing a specific practice here - an example of how the community proposes to act differently instead of the present practice.
  • Target Image - a vision of the desired future that the community wants to get into by solving the problem. The target image can be planned for 20, 50, 100 years in advance or not have distinct time boundaries.
  • Experiment Framework - how and where the community tries to introduce new practices and what comes out of it. Practices of the future require experimentation, because we do not know in advance whether the proposed solution of the problem will work. As a rule, an experiment is deployed on a test ground first, and then goes out beyond its limits.
  • Tools and Technologies - specific tools and technologies that the community uses to solve a problem. They can be detached from a given practice and applied to others, which means other communities can use them.
  • Scaling Plans - specific community goals and challenges for the upcoming years. After reviewing the scaling plans, you can know more about the issues that remain unresolved and assess your opportunities for collaboration with the community.
  • Standards and Values - key pillars of the community. It is easier for you to find the like-minded people knowing more about their values.
  • Community - a company, kruzhok, movement, or some other form of a collective subject that practices the future. It is possible to approach the desired future because of the living energy of the community members. Since the practice must go on developing through the decades, the community must include different generations.
  • Allies - other companies, kruzhki, movements or individuals, living or not, who share the proposed image of the future, and whom the community perceives as its companions.
If you are interested in something particular, you might use search on our site.
The map of the practices of the future will be regularly updated and extended. The practices, which have already been described, are presented above. If you know a practice that should be on our map, please write to us.

Что такое практики будущего
Будущее можно не только ждать и прогнозировать, но и выращивать практики будущего сегодня. Ведь если этого не делать, то мы можем оказаться совсем не в той версии завтрашнего дня, в которой хотим, или же навсегда остаться в продолженном настоящем, или даже откатиться в прошлое.

Чтобы выращивать практики будущего, для начала надо распознать его возможные сценарии. Это позволит сформулировать свое отношение к ним и целеположиться: в какое будущее вы хотите прийти и какое кажется неприемлемым. Может быть, ваше желаемое будущее уже проглядывается на горизонте, а возможно, предстоит стать первопроходцем и проложить свой путь.

Наконец, определившись с желаемым образом будущего, важно начать прототипировать его в настоящем. То есть уже сегодня реализовывать желаемые ценности в своей жизни, выращивать новые практики, создавать полигоны и запускать на них эксперименты, искать единомышленников и реализовывать межпоколенческие проекты.
У практики будущего есть два уровня понимания:
  • практика как целенаправленная деятельность по преобразованию мира, процесс приближения будущего и нового социо-технологического уклада;
  • практика как образец жизни, который станет нормой в будущем, заменив практику настоящего.

Энтузиасты, которые практикуют будущее, задумываются о какой-то глобальной проблеме современности и ищут пути ее преодоления – сначала на локальных полигонах. Они экспериментируют и вырабатывают новые практики – примеры того, как будут жить люди в будущем. Например, придумывают, как общественные пространства будут помогать поддерживать коллективное здоровье, благодаря своей архитектуре, применяемым материалам и логике использования. В городах разовьется ситифермерство: на каждой крыше будет общественный огород с местными овощами, а в каждой квартире найдется место для зеленой стены – вертикальной фермы для выращивания зелени, снабжающей витаминами всю семью круглый год.

Практика будущего – это не проект, у которого есть свой дедлайн. И не прогноз о том, как будут жить наши потомки. Это воспроизводимая деятельность, новый уклад жизни, который вы пробуете и разделяете с некоторой общностью людей сегодня и хотите продлить через поколения. В этом смысле практика будущего – это интенция, ставка на будущее, а не гарантированный результат. И эта интенция должна разделяться сообществом. Хотя самоопределение относительно будущего – это личная история, практики будущего обязаны быть коллективными, так как предполагают новый уклад жизни общества. Поэтому необходимо искать единомышленников и прототипировать с ними отдельные элементы желаемого будущего на полигонах.

При описании каждой практики мы выделяли 9 значимых для нас составляющих:
  • Всеобщая проблема – несовершенство современного уклада жизни, которое рефлексирует сообщество и с которым пытается работать. Эта проблема является достаточно острой, обосновывает, почему так, как раньше, жить дальше нельзя, и вынуждает придумывать новые практики бытия.
  • Способ решения – проектный замысел сообщества, который направлен на решение выявленной проблемы. Мы описываем здесь конкретную практику – образец того, как сообщество предлагает действовать по-другому взамен практики настоящего.
  • Целевой образ – картина желаемого будущего, в которое сообщество хочет попасть, решив проблему. Целевой образ может быть запланирован на 20, 50, 100 лет вперед или не иметь четких временных границ.
  • Схема организации эксперимента – как и где сообщество пробует внедрять новые практики и что из этого получается. Практики будущего требуют экспериментирования, ведь мы не знаем заранее, сработает ли предложенный способ решения проблемы. Как правило эксперимент сначала разворачивается на опытном полигоне, и лишь потом масштабируется за его пределы.
  • Инструменты и технологии – конкретные инструменты и технологии, которыми пользуется сообщество для решения проблемы. Они могут быть отделены от данной практики и применены к другим, то есть ими могут воспользоваться другие сообщества.
  • Планы на масштабирование – конкретные задачи сообщества на ближайшие годы по распространению практики и вопросы, остающиеся открытыми и нерешенными. Изучив планы на масштабирование, вы можете оценить свои возможности сотрудничества с сообществом.
  • Нормы и ценности – ключевые опоры сообщества при проектировании желаемого образа жизни. Можно проверить, насколько деятельность сообщества здесь и сейчас соответствует заявленным ценностям.
  • Сообщество – компания, кружок, движение или иная форма коллективной общности, которая практикует будущее. Именно благодаря живой энергии членов сообщества и возможно приближение соответствующего образа будущего. Так как практика должны продлиться в будущее и обеспечить свою устойчивость, сообщество должно включать разные поколения.
  • Союзники – иные компании, кружки, движения или отдельные люди, живые или нет, которые разделяют предлагаемый образ будущего, и кого сообщество воспринимает как своих соратников.

Если вас интересуют материалы по конкретной теме или практике, вы можете воспользоваться поиском на сайте.
Карта практик будущего будет постепенно пополняться. Описанные на данный момент практики представлены выше. Если вы знаете практику, которая должна быть на нашей карте, пожалуйста, напишите нам.