Sharing economy and exchange system
Unlike the conventional market system, where a buyer purchases goods and services for money from a manufacturer or a reseller (in possession or lease), the sharing system assumes horizontal economic ties "from consumer to consumer." This model involves exchange of assets (things, tools, premises, gadgets) for free or for little money. The idea is that it is often more profitable and more convenient for the consumer to pay for temporary access to a product rather than to own it.

Marketplaces based on the sharing model propell the exchange of skills, goods, services and money; there are both large sites such as eBay, Avito and Craigslist, and more specialized ones, such as food sharing and car sharing networks.

Shared consumption is closely related to development of a modern peer-to-peer economy, within which horizontal networks of production and exchange of economic products arise. As a result, participants in economic activity interact with each other directly without intermediaries. Joint consumption allows to maximize efficiency of resource use and reduce the impact of production on the environment. The backbone of the sharing economy is trust and reputation.

This practice is implemented on the grassroots level: stair well , house, block, district. In this regard it is enough to have horizontal interconnections between people, and to organize the process of exchanging things unneeded for the moment. You will not need anything except those digital tools that we already use every day.
Universal Problem
Imbalance between consumption and production: an economy striving for growth produces too many goods, polluting nature, but due to global inequality, not everyone has access to these goods. The poor continue to lack resources, and people in prosperous countries have too many things they don't use and throw away.
Solution
Holders of idle capacities invite those who temporarily need these assets to share, give, resell or rent these assets.
Target Image
In the future, all produced goods, products and resources will not stand idle, but will be effectively used and distributed among those in need temporarily or on a permanent basis. This helps to reduce the rate of overproduction, reduce the amount of waste, strengthen local communities and provide people with access to the goods and services they need.
Experiment Framework
Self-organization of users who want to share the resources they have or need. Exchange, lending and giving away things (free of charge or for a fee).
Tools and Technologies
  • Thematic Internet platforms for publishing ads (sharing things, spaces, cars, labor)
  • Mediation of platform representatives to control payments and resolve conflicts
Scaling Plans
It was assumed that by the 2060s the volume of second-hand items (goods, etc.) and the number of idle assets (tools, food, cars, housing or services) will decrease. However, in the 2010s it was shown that the development of the sharing practice is strongly influenced by the capitalist model of the economy: companies went public, unscrupulous shareholders used sharing platforms to sell and drive up prices. New corporations have emerged which hacked a sharing process: under the disguise of sharing ideas and using the same platforms, they seek to obtain corporate profits. These issues need to be addressed in order to develop sharing as a practice of the future.
Standards and Values
  • Cooperation
  • Eco-friendliness
  • Rational use of resources
  • Social fairness
Communities
  • OuiShare is a non-hierarchical organization whose main goal is to contribute to building a society based on shared economy
  • Shareable.net is a non-profit organization that broadcasts the idea of transformation of shared use, focused on solving global challenges of our day
  • CouchSurfing is a community that connects travelers and a global network of people willing to share their life experiences and / or resources to help transform tourism into a truly social experience.
  • FoodSharing is an initiative dedicated to fighting the food waste. It was campaigned to end the one-off reckless use of plastic packaging for goods.
  • AirBnb is an online marketplace for the placement, search and short-term rental of private housing around the world.
  • BlaBlaCar is the world's largest international online service for finding car companions.
  • Zipcar is an American company providing short-term car rental services on a self-service basis with an hourly rate.
  • Neighbor is an online marketplace that helps to find and rent storage space or parking spaces. Its mission is to match the empty storage space belonging to some people with the unnecessary things belonging to other.
Allies
  • P2P-initiative is an open production and exchange of knowledge between people
  • The Makers movement is a social movement with an emphasis on handicrafts, makers, lifelong learning.
  • Zero Waste Movement is an international alliance created to promote positive alternatives to landfill and incineration and to raise public awareness of the social and economic benefits that can be obtained if waste is viewed as a resource. Basing on this approach jobs and business opportunities can be created.
  • Collaborative Consumption is a fresh approach to on traditional market relations (buying and selling, loans, donations) using Internet technologies
  • Cooperatives as FairBnb
What you could do in the Kruzhok for joining the approach:
Introduce an inventory of existing assets to understand what the Kruzhok has at its disposal, what is lacking, and what can be used to close the club's needs
Introduce an exchange platform in the club: a board / site where announcements of necessary and idle assets are published; conduct internal and external events for exchange of goods on the agenda of the club
Organize knowledge exchange, mutual training, seminars, workshops
Organize joint purchases and exchange with like-minded circles

Шеринг и системы обмена
В отличие от обычной рыночной системы, в которой покупатель приобретает товары и услуги за деньги у производителя или перекупщика (во владение или аренду), система шеринга предполагает горизонтальные экономические связи "от потребителя к потребителю". Эта модель предполагает обмен активами – вещами, инструментами, помещениями, гаджетами – которые люди не используют, безвозмездно или за небольшие деньги. Идея заключается в том, что потребителю часто выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им.

Торговые площадки, основанные на модели совместного потребления, позволяют обмениваться навыками, вещами, услугами и деньгами; существуют как крупные площадки, такие как eBay, Avito и Craigslist, так и более узконаправленные, например, фудшеринг и каршеринг-сети.

Совместное потребление тесно связано с развитием современной одноранговой экономики, в рамках которой возникают горизонтальные сети производства и обмена экономических продуктов, а участники экономической деятельности взаимодействуют друг с другом напрямую без посредников. Совместное потребление позволяет максимизировать эффективность использования ресурсов, снизить воздействие производства на экологию. Главная опора экономики шеринга – доверие и репутация.

Эта практика реализуется на низовом уровне: подъезд, дом, квартал, район. Для ее организации достаточно горизонтальных связей между отдельными людьми, и для того, чтобы организовать процесс обмена ненужными вещами, не понадобится ничего, кроме тех цифровых инструментов, которыми мы и так пользуемся каждый день.
Всеобщая проблема
Дисбаланс потребления и производства: экономика, стремящаяся к росту, производит слишком много товаров, загрязняя природу, но в силу глобального неравенства доступ к этим товарам есть далеко не у всех. Малоимущие продолжают испытывать нехватку ресурсов, а жители процветающих стран обладают слишком большим числом вещей, которыми не пользуются и которые выбрасывают.
Способ решения
Обладатели "простаивающих активов" (idle capacities) приглашают к совместному пользованию тех, кому эти активы нужны временно, отдают, перепродают или ссужают им эти активы.
Целевой образ
В будущем все уже произведенные товары, продукты и ресурсы не простаивают, а эффективно используются, распределяются между нуждающимися временно или на постоянной основе. Это позволяет снизить темпы перепроизводства, уменьшить количество мусора, укрепить локальные сообщества и обеспечить доступ людей к необходимым им товарам и услугам.
Схема организации эксперимента
Самоорганизация пользователей, желающих поделиться имеющимися у них ресурсами или нуждающимися в них. Обмен, одалживание и отдача вещей (безвозмездное или за плату).
Инструменты и технологии
  • Тематические интернет-платформы для публикации объявлений (шеринг вещей, пространств, машин, труда)

  • Посредничество представителей платформ для контроля оплаты и разрешения конфликтов

Планы на масштабирование
Предполагалось, что к 2060-м объем впоследствие неиспользованных предметов, товаров и т.п. сократится, как и количество простаивающих активов, будь то инструменты, еда, машины, жилье или услуги. Однако развитие практики шеринга на протяжение 2010-х показало, что движение сильно подвержено влиянию капиталистической модели экономики: компании выставляются на IPO, в процессах принимают участие недобросовестные владельцы активов, использующие площадки шеринга для продажи и накручивания цен. Появились корпорации, которые "взломали шеринг": под прикрытием идей шеринга и с использованием тех же платформ стремятся к получению корпоративных прибылей. Эти вопросы требуют решения для развития шеринга как практики будущего.
Нормы и ценности
  • Сотрудничество

  • Экологичность

  • Рациональное использование ресурсов

  • Социальная справедливость
Cообщества и лидеры
  • OuiShare - неирархическая организация, главная цель которой - помочь построить общество, основанное на совместной экономике

  • Shareable.net - некоммерческая организация, транслирующая идею трансформации совместного пользования, ориентированного на решение глобальных проблем современности

  • CouchSurfing - сообщество, соединяющее путешественников и глобальную сеть людей, готовых рассказать о своем жизненном опыте и/ или поделиться какими-то ресурсами, помогая превратить путешествие в по-настоящему социальный опыт.

  • FoodSharing - инициатива, работающая против пищевых отходов. Проводят кампанию за прекращение одноразового бездумного использования пластиковой упаковки товаров.

  • AirBnb - онлайн-площадка для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру.

  • BlaBlaCar - крупнейший в мире международный онлайн-сервис поиска автомобильных попутчиков.

  • Zipcar - американская компания, предоставляющая услуги краткосрочной аренды автомобилей по принципу самообслуживания с почасовой оплатой

  • Neighbor - онлайн-площадка, помогающая найти и арендовать складские помещения или парковочные места. Миссия: "сопоставить пустое пространство людей с лишними вещами других людей"
Союзники
  • P2P-практики – открытое производство и обмен знаниями между людьми

  • The Makers movement - общественное движение с упором на ремесленничество, мейкерство, непрерывное обучение.

  • Zero Waste Movement - международный альянс, созданный для продвижения позитивных альтернатив захоронению и сжиганию отходов и повышения осведомленности общества о социальных и экономических выгодах, которые можно получить, если отходы рассматриваются как ресурсная база, на которой могут быть созданы рабочие места и возможности для бизнеса.

  • Collaborative Consumption – новый взгляд на традиционные рыночные отношения (купля-продажа, ссуды, дарение) с использованием интернет-технологий

  • Кооперативы, подобные FairBnb
Что можно сделать сейчас для того, чтобы присоединиться к практике:
Ввести учет имеющихся активов, чтобы понимать, что есть в распоряжении кружка, чего не хватает, а что может быть использовано для закрытия потребностей кружка.
Внедрить в кружке платформу для обмена: борд/сайт, где публикуются объявления о необходимых и простаивающих активах; проводить внутренние и внешние мероприятия по обмену предметами по тематике кружка.
Организовывать обмен знаниями, взаимное обучение, семинары, мастер-классы.
Организовывать совместные закупки и биржу обмена с кружками-единомышленниками.